Тропинки дружбы.





по Г. Скребицкому

Многие из вас, наверно, залюбуются хорошей картиной, где нарисовано поле, лес или глубокая омутистая речка. Многие также любят хорошую музыку. А подумайте только, что может быть лучше живых, полных света и ярких красок картин самой природы, что может быть лучше музыки весенних ручьев, летнего зеленого шума в березовом перелеске или осенней переклички отлетающих журавлей... Но для того, чтобы еще полнее, еще глубже понимать и любить искусство, понимать и любить его живой образец — природу, надо развить в себе вдумчивое, сердечное отношение к ней...

В тех местах, где я ежегодно провожу в деревне весну, лето и осень, у меня есть заветные глухие тропинки. Я называю их тропинками дружбы. Там возле них в густой траве, в кустах живут мои маленькие крылатые и четвероногие друзья — разные зверьки, птицы, насекомые. Да и сами кусты, деревья, каждый стебель травы, каждый цветок — это тоже мои друзья. Я слежу за их жизнью с весны до глубокой осени, я знаю каждого из них и вместе с ними переживаю все их радости и невзгоды...

Теперь, в начале осени, я каждое утро отправляюсь в лес по грибы. Я выхожу очень рано, еще на зорьке, когда трава кажется седой и мохнатой от крохотных капель осевшей ночной росы. В эту раннюю пору так хорошо в лесу: тихо, свежо и влажно; свежо и влажно уже по-осеннему. Пахнет начинающей вянуть листвой и грибами...

Возле моей заветной тропинки я знаю каждый грибок, каждый из них у меня на примете. Но я берегу их не только для того, чтобы следить за тем, как они растут. Нет, это мой грибной питомник. Ведь каждый созревший гриб рассеивает несметное множество крохотных спор. Вот я в моем питомнике и стараюсь сохранить побольше грибов, чтобы они вполне созрели и дали бы жизнь новому грибному поколению. А чтобы уберечь их от посторонних глаз, я заботливо укрываю вновь появившийся грибок пучком травы, мохом или опавшими листьями. Пусть себе растет, до поры до времени укрытый лесным одеяльцем.

Но мои «гномики» частенько не хотят прятаться, так и лезут наружу. Прикроешь его листиком, а наутро глядишь — он уже из-под листа высматривает, будто встречает тебя. Ну, я, конечно, снова укрою проказника и дальше иду.

Только вот как-то на днях я неожиданно сам нарушил порядок в своем питомнике. На ранней утренней зорьке обошел я, как всегда, свои глухие заветные тропы, прошел мелколесье и выбрался на лесную поляну... И вдруг, я даже вздрогнул: возле сосны кто-то зашевелился в кустах. Неужто медвежонок? Так и есть. Среди кустов мелькнуло что-то темное, и на поляну выбрался... только совсем не медвежонок, а парнишка лет шести-семи, в серой курточке, с кузовком через плечо. Малыш прилежно заглядывал под каждый кустик, искал грибы...

— Ну, как дела?— спросил я у него. Мальчуган показал свой кузовок. В нем лежало несколько разноцветных сыроежек и желтеньких, как опавшие березовые листочки, лисичек.

— Нет грибов, — вздохнул парнишка, — поздно пошел, все уже обобрали.

— А что ж ты так долго спишь? За грибами надо пораньше вставать.

— Я-то рано встал, да мамка все не пускала, то воды ей принеси, то лучин наколи для печки, вот и опоздал в лес...





Парнишка побрел дальше в лес. Я посмотрел ему вслед, на его крохотную озабоченную фигурку. И вдруг в голове у меня мелькнула мысль.

— Подожди, мальчуган, пойдем-ка вместе. Я тебе помогу грибов набрать. Парнишка недоверчиво поглядел на меня.

— Мне поможете? Да вы и сами ничего не набрали, — ответил он.

— А я еще и не искал. Сейчас мы с тобой полную корзину их наберем.

— Загляни-ка под те кусты, копни там опавшие листья, — командую я.

Парнишка нехотя раскапывает листву. А под ней — белый гриб. Вот так находка! Малыш бросается к грибу, хочет сорвать, но я останавливаю.

— Стой. Вот тебе ножик. Аккуратно подрежь корешок. А если выдерешь вместе с корнем, порвешь подземные нити грибницы, порвешь их, и больше на этом месте грибы не вырастут.

Парнишка повинуется, ловко подрезает грибок, кладет к себе в корзиночку и хочет идти дальше.

— Поищи рядом, вон подле сосенки во мху. Мальчик ищет и опять находит белый гриб. Он с изумлением смотрит на меня. Мы идем дальше, от одного ранее замеченного мною гриба к другому. С каждой минутой удивление мальчугана все растет...

— Почему вы знаете, что они тут растут? — спрашивает малыш.

— По месту угадываю, — отвечаю я. — Ведь для каждого гриба свое особое местечко в лесу имеется. Ищи вон под теми дубками, только самого маленького не трогай, пусть еще подрастет.

Нет, это уже совсем чудеса! Мальчуган смотрит на меня с явным испугом...

— Дядя, возьмите ваши грибы, — неожиданно говорит парнишка. — Мне не надо, я лучше домой пойду.

— Да что ты, что ты! Ты, что же, меня за колдуна принимаешь? — весело говорю я. — Ты думаешь, я их через траву вижу, да вовсе нет. Я их просто раньше нашел и сам же листками прикрыл...

Я пытаюсь, как могу, объяснить парнишке, что я натуралист, люблю лес и наблюдаю за тем, как живут звери и птицы, как растут трава, цветы и грибы...

— Теперь ты понял, что такое натуралист?

— Понял, — радостно кивает головой мой юный приятель. — Это, который не рвет грибы, а только их примечает.

— Ну пусть так, — соглашаюсь я. — А теперь беги в деревню к мамке, она, наверное, давно уж тебя с грибами ждет...

Я смотрю ему вслед и думаю: «Нет, он так и не понял, что значит слово «натуралист». Но зато он, конечно, понял, что есть на свете какие-то чудные люди, которые находят, но не срывают без надобности грибы, которые разыскивают птичьи гнезда, но не разоряют их, а осторожно наблюдают за тем, как в них появляются и растут птенцы. Есть люди, которые не ломают, а берегут в лесу каждый кустик...

  • • Что, по-вашему мнению, дает человеку любовь к природе?
  • • Как вы думаете, почему писатель свои заветные лесные тропинки в лесу назвал тропинками дружбы? Чем отличались тропинки дружбы от других тропинок в лесу?
  • • Нарисуйте тропинки дружбы из этого рассказа. Есть ли у вас заветные места или тропинки? Как вы их назвали?
  • • Как вы думаете, почему писатель не пожалел своих грибов для мальчика?
  • • Как вы думаете, нравилось ли грибам, что писатель их не срывал, а только прикрывал?
  • • Были ли в вашей жизни такие моменты, когда вам не хотелось срывать грибы или ягоды, хотя вы пришли в лес за ними?
  • • Как, по-вашему мнению, нужно собирать ягоды и грибы, чтобы лес и в следующем году порадовал вас своими дарами?
  • • Напишите рассказ о том, как мальчик вырос и стал очень хорошим лесником.
  • • Во время прогулки по лесу выберите себе тропинку и дайте ей название. Заведите тетрадь наблюдений за жизнью этой тропинки.
  • • Как вы думаете, что расскажет мальчик маме о том, что с ним случилось в лесу. Разыграйте сценку-разговор между мальчиком и его мамой.
« Содержание « Вернуться  Продолжить »




Комментариев пока нет!
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Комментарий:
Сумма цифр: код подтверждения
Внимание! Все поля обязательны для заполнения.
Пожалуйста, внимательно проверяйте правильность заполнения, потому что при ошибке ввода каких-либо данных Ваша информация может не сохраниться!