Природа в будущей школе.





Д. Кайгородов

Задача средней школы — научить своих питомцев ведать природу. Научиться ведать природу — значит приобщиться к ней, быть ей не чужим, а близким, своим, — быть в состоянии сливаться с нею, чувствовать себя нераздельною частью ее и приобщаться ее великих животворных сил, в чем именно так сильно нуждается современный культурный человек... Ведать природу — значит уметь ее наблюдать, понимать, у нее учиться, а ученье это дает пищу не только для ума, но и для души. Именно очень много дает для души — это надо помнить.

Говоря о природе, я понимаю ее в самом широком смысле слова: мир растений, мир животных, мир неорганический — во всей их гармоничной целостности — с облаками и звездным небом включительно. Вот почему я и настаиваю именно на природоведении, вводящем ученика шаг за шагом в целостную гармоничную природу, в противоположность естествоведения, искусственно расчленяющего природу на разрозненные элементы, хотя бы и в стройной, но все-таки искусственной системе. В самом деле, что делает в нашей школе естествоведение? Прежде всего оно ставит непроницаемые перегородки между мирами: растительным, животным и неорганическим (ботаника, зоология и минералогия), мирами, столь тесно связанными между собою и взаимодействующими в природе. Затем она выхватывает, например, одно растение из леса, другое из луга, третье из степи, четвертое из пруда и, опираясь на равенство числа тычинок, пестиков, лепестков и на тождество некоторых других органов, соединяет все эти чуждые друг другу по месту своего происхождения растения в одну общую группу, нисколько не заботясь тем, чтобы ознакомить учащегося с растениями, характерными для леса, луга, степи, пруда и т.д.

Погоня за системой и "научностью" преподавания естествознания в средней школе привела к тому, что этот, полный увлекательного интереса и глубокой поучительности предмет, превратился в какую-то невозможно-сухую материю, может быть, и пригодную для "гимнастики ума", но, несомненно, негодную для выращивания в учащихся любви и интереса к природе и ее наблюдению. Уродуя без разбора бритвой и иглой красоту природы, заслоняя системой от глаз учащихся дивную гармонию природы, современное преподавание естествознания в средней школе не только не привлекает к природе но, напротив, нередко даже отвращает от нее, или, в лучшем случае, оставляет совершенно равнодушным.

Природа в школе — для гимнастики ума! Боже мой — бедная природа! Ни на что-то ты больше не годна: послужила "для гимнастики ума", а затем, как ненужная более вещь — ступай под стол, в корзину... И разве мало имеется в школе разных других учебных предметов, служащих целям умственного развития, чтобы для этих же целей нужно было еще приносить в жертву и живую природу!

Нет. Не для гимнастики ума, а также и не для практических целей должна занимать природа место в школе, но для целей более высоких: для духовнонравственного и физического оздоровления детей, путем приобщения их к природе...

Поставив себе задачей научить ученика ведать живую гармонично взаимодействующую природу, будущее школьное природоведение неминуемо должно будет к вопросам, что и как существует или делается в природе, присовокупить вопросы: для чего, почему и зачем, — вопросы, которые существующая школьная естественная история ставит лишь кое-где, урывками, а между тем именно эти-то вопросы и служат ключом для раскрытия закона изумительной целесообразности в природе и того Великого Разума, которым все созидается и управляется в природе и во всей вселенной.

Эти же вопросы — для чего, почему и зачем — вводят в область наблюдений и образуют наблюдателя, а следовательно ведут к одной из важнейших целей преподавания естествознания. Зачем нужны растению колючки? Для чего у шиповника шипы загнуты острыми крючками книзу, а у барбариса торчат вперед? Зачем некоторые цветы на ночь закрываются, а другие открываются? Для чего румянит дерево осенью свои листья? Для чего бродят синицы зимою по нашим садам? Почему дятел живет в лесу, а не на поле? И так далее, и так далее, в таком роде...

  • • Как, по мнению Д. Кайгородова, необходимо знакомить детей с миром природы? Что он считал самым важным в этой работе?
  • • Были ли в вашей жизни моменты, когда именно уроки природоведения помогли вам сделать какие-либо важные для вас открытия?
  • • Если бы вы были директором школы, как в вашей школе строились бы занятия по изучению окружающего мира?
  • • Если бы вы были учителем природоведения, какие экскурсии и куда вы совершили бы с детьми? Напишите план этих экскурсий.
« Содержание Продолжить »




Комментариев пока нет!
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Комментарий:
Сумма цифр: код подтверждения
Внимание! Все поля обязательны для заполнения.
Пожалуйста, внимательно проверяйте правильность заполнения, потому что при ошибке ввода каких-либо данных Ваша информация может не сохраниться!