Этажи леса.





М. Пришвин

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях — в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют гнездышки прямо на земле; дрозды —еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы: дятел, синички, совы — еще повыше, и на самом верху селятся хищники: ястребы и орлы.

Мне пришлось наблюдать в лесу, что у них, зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскребах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живет непременно в своем этаже.

Однажды на охоте мы пришли к полянке с погибшими березами. Это часто бывает, что березы дорастут до какого-то возраста и засохнут. Другое дерево, засохнув, роняет на землю кору, и оттого непокрытая древесина скоро гниет и все дерево падает, у березы же кора не падает. Эта смолистая, белая кора бывает непроницаемым футляром для дерева, и умершее дерево долго стоит, как живое. Даже когда сгниет дерево, с виду белая береза стоит, как живая. Но стоит, однако, хорошенько толкнуть такое дерево, как вдруг оно разломится все на тяжелые куски и падает.

Валить такие деревья — занятие веселое, но опасное: куском дерева может здорово хватить тебя по голове. Так пришли мы к полянке с такими березами и обрушили довольно высокую березу. Падая, в воздухе она разломилась на несколько кусков, и в одном из них было дупло с гнездом гаечки. Маленькие птенчики при падении дерева не пострадали, только вместе со своим гнездышком вывалились из дупла. Голые птенцы, покрытые пупырышками, раскрывали широкие красные рты и, принимая нас за родителей, пищали и просили у нас червячка. Мы раскопали землю, нашли червячков, дали им перекусить; они ели, глотали и опять пищали. Очень скоро прилетели родители, гаечки-синички, с белыми пухлыми щечками и с червячками во ртах, сели на рядом стоящих деревьях.

— Здравствуйте, дорогие, — сказали мы им.— Вышло несчастье: мы этого не хотели.

Гаечки ничего не могли нам ответить, но самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети.

Нас они нисколько не боялись, порхали с ветки на ветку в большой тревоге.

— Да вот же они! — показывали мы им гнездо на земле.— Прислушайтесь, как они пищат.

Гаечки ничего не слушали, суетились, беспокоились и не хотели спуститься вниз и выйти за пределы своего этажа.

— А может быть,— сказали мы друг другу,— они нас боятся. Давай спрячемся! — И спрятались.





Нет! Птенцы пищали, родители пищали, порхали, но вниз не спускались.

Мы догадались тогда, что у птичек не как у нас в небоскребах, они не могут перемениться этажами: им теперь кажется, что весь этаж с их птенцами исчез.

— Ой-ой-ой,— сказал мой спутник,— ну какие же вы дурачки!..

Жалко стало и смешно: такие славные и с крылышками, а понять ничего не хотят. Тогда мы взяли тот кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней березы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на какой находился разрушенный этаж. Нам недолго пришлось ждать в засаде: через несколько минут счастливые родители встретили своих птенчиков.

  • • Как вы думаете, что произошло бы с птенцами, если бы люди не догадались вернуть гнездо на нужную высоту?
  • • Напишите сказку о жизни этой птичьей семьи. Нарисуйте ее.
  • • Игра "Этажи леса": Дети становятся в круг. Выбирается ведущий. Он спрашивает:
  • Кто в лесу живет в корнях?
    Кто живет в дуплах?
    Кто живет на верхушках деревьев?
    Кто живет на кустарниках?
    Кто живет под землей?
    Кто живет в траве? и т.д.

    Дети по кругу отвечают на эти вопросы.

« Содержание « Вернуться  Продолжить »




Комментариев пока нет!
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Комментарий:
Сумма цифр: код подтверждения
Внимание! Все поля обязательны для заполнения.
Пожалуйста, внимательно проверяйте правильность заполнения, потому что при ошибке ввода каких-либо данных Ваша информация может не сохраниться!